Современный канат представляет собой сложный и ответственный вид изделий и является основным грузонесущим элементом многих грузоподъемных, дорожно-строительных, транспортных и землеройных машин и механизмов. Самое широкое распространение эти приспособления получили в различных отраслях горнорудной, нефтегазоперерабатывающей, строительной промышленности, морском и речном транспорте и т.д.
По своей конструкции стальной канат представляет собой металлическое изделие (так называемый метиз), скрученное в пряди из стальной непокрытой (светлой) или покрытой цинком проволоки круглого или фасонного сечения с пределом прочности на растяжение 900-3500 Н/мм2; при этом пряди, в свою очередь, свиты вокруг сердечника. Проволока обычно получается волочением катанки из низкоуглеродистых, углеродистых или нержавеющих сталей. От толщины и количества проволочек в канате, от марки материала и количества сердечников, от направления, количества и плотности свивок в канате зависят его конструкция и прочность. Правильный набор типа, конструкции и свойств составляющих элементов каната, исходя из его назначения и конкретных условий эксплуатации, во многом определяет не только долговечность этого изделия, но и нормальную работу грузоподъемных машин и механизмов.
ГОСТ
Структура
Диаметр, мм
Область применения
2688-80
3,6-56,0
Грузоподъемные машины и механизмы различного назначения
3063-80
1,0-19,0
Грозозащита, подвеска, растяжки
3066-80
1,9-27,5
Приводы различных механизмов, стоячий такелаж
3071-88
5,0-15,5
Производство грузозахватных механизмов. Неответственный подъем.
3077-80
4,6-46,0
Лифтовые, шахтный подъем
7665-80
5,1-48,5
Тали, лесосплав
7668-80
6,3-72,0
Ответственный подъем, судовой подъем, производство грузозахватных приспособлений